Борьба за мир и секс за непорочность.(с)
Кот Баюн
Было бы ошибкой считать Кота Баюна рядовым персонажем русских сказок; скорее, в его образе отразились народные космогонические представления. Как правило, в сказках сообщается, что черный, с огненными глазами, когтистый и зубастый Кот Баюн сидит на вершине высокого железного столба в центре огромного, девственного зачарованного леса (картина, вообще говоря, довольно сюрреалистическая), в который рискуют заходить только люди, попавшие в пограничную ситуацию - выполняя смертельно опасную миссию или проходя инициацию. Кот чарами усыпляет всех проникших в лес, и тех, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе, и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно умерщвляет.
Железный столп здесь можно рассматривать как символ мировой оси, а окружающий его дремучий лес будет обозначать вселенную. Человек, попавший в сей мир случайно, без цели, погружается в иллюзорное существование сна и бесславно гибнет, растворившись в нем. Тот же, кто пришел исполнить свое предназначение, и готов, и способен отринуть иллюзии, может пройти сквозь лес, обретя мудрость и силу, прежде ему недоступные.
В общем, можно считать, что сон Кота Баюна - и есть тот мир, в котором мы, сонные, бессознательно бредем, и он существует, только пока длится его колдовство. А можно представить, что наш маленький чудесный мир надежно защищен мягким и теплым объятием спящего кота, в чьей непроглядно черной шерсти мерцают звезды.
* Кошачность – суть чтойность Всекота.
Из кн. «Энциклопедия символов" Дж. Купера:
«Точно известно, что в Древнем Риме кошки уже были приручены. Первое символическое появление кошки в Европе относится именно к древнему Риму: постоянной спутницей богини Свободы — Либертас — была именно кошка. За это кошек не терпели римские цезари, лишний символ любви к свободе им был не нужен. Но истинная «гуляющая сама по себе" свободу находит всегда, и в обозах римских легионеров кошки начали свое шествие по Европе. Кошка — свобода стала еще и символом смелости. В Шотландии слова «кот" и «храбрый человек" до сих пор часто выступают как синонимы.
Кошка очень ценилась на Руси, и в своде законов «Правосудье митрополичье" (XIV в.) штраф за украденную кошку — такой же, как и за вола. О славе котов-колдунов говорить нет нужды. А если разбираться в словообразовании, можно заключить, что народное русское имя Котофей происходит от слов «кот" и греческого theos (бог). И, конечно, коты покровительствуют любви. В Силезии считается, что девушки, которые любят гладить кошек, обязательно выйдут замуж за хорошего человека. В Германии долгое время существовал обычай дарить новобрачным кошку. В некоторых французских провинциях кошка должна первой войти в дом молодоженов". Также можно сказать о значении кота в качестве символа ушедшей жизни, в свою очередь, ассоциирующейся с теплом, стабильностью, сытостью, где кот, греющийся на лежанке, – непременный атрибут дома, как горячая печь, как горшок с едой, как сказка, перед сном рассказанная ребенку.
Образ русального кота (кота с рыбьим хвостом вместо задней части тела) символически выражает связь кошачьего начала со стихией воды, источником всего сущего во вселенной, жидким двойником света. Кошка связана с водой не только как лунное животное, но и как существо, известное своим пристрастием к рыбе, обитателю воды. Поэтому рыбокис (не путать с морским котиком) воплощает в себе все позитивные качества счастливого кота, неразрывно связанного с предметом своих вожделений, а также очищение, даваемое водой, бурлящие жизненные силы, выход за границу материального мира. Вследствие этого данная эмблема благоприятна не только работникам концерна «Русал", но и всем, кто взыскует обновления, полного раскрытия своего потенциала и удачи в новых начинаниях.
Символическое значение кота
"В ряде мифологических традиций образ кота выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Богиня Бубастиса Баст (Др. Египет), связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой: Случайное нанесение ущерба кошкам, посвященным Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. : В "Книге мертвых" кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: "Ты - великий кот, мститель богов"). Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию "кошки-мышки") широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах - детских играх.
: Мотив превращения героя в кота можно изучить на примере восточнославянского цикла сказок об Иване-Кошкином сыне. В некоторых таких сказках кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением змея или помощником змея, и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с "Котищем, вытаращи глазища", грозящимся его съесть.
: В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы ученого кота. Ср. пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, №45), чудовищного Кота-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, №215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, №566) и др."
Из статьи "Кот" в т.2 "Мифы народов мира".
"Кот, в русском культурном сознании ассоциируется, в первую очередь, с ученым котом, бродящим по цепи, которой опутан дуб "у Лукоморья". Однако дуб этот и есть "мировое древо" либо "древо жизни", упоминавшееся в связи со старой русской архитектурой (православных храмов)".
"Кот, обладая способностью изменять форму зрачка, символизирует изменяющуюся силу Солнца, а также фазы Луны и великолепие ночи. Он означает также все, что делается украдкой; желание и свободу. Кот черного цвета является лунным и олицетворяет зло и смерть.
: У американских индейцев дикий кот - знак воровства. У кельтов кот - хтоническая сила, погребальный символ. У скандинавов кот - атрибут Фрейи, в ее повозку были запряжены коты. В Греко-римской культуре кот - спутник лунной Дианы. Богиня свободы держит кота у своих ног. У китайцев кот, будучи ночным животным, относится к принципу инь и обладает злыми силами и способностью к трансформации. У японцев кот символизирует силу трансформации и мирный отдых.
Таким образом, очевидно, что Кот - это серьезный монстр, обладающий поистине космическим значением.
Было бы ошибкой считать Кота Баюна рядовым персонажем русских сказок; скорее, в его образе отразились народные космогонические представления. Как правило, в сказках сообщается, что черный, с огненными глазами, когтистый и зубастый Кот Баюн сидит на вершине высокого железного столба в центре огромного, девственного зачарованного леса (картина, вообще говоря, довольно сюрреалистическая), в который рискуют заходить только люди, попавшие в пограничную ситуацию - выполняя смертельно опасную миссию или проходя инициацию. Кот чарами усыпляет всех проникших в лес, и тех, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе, и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно умерщвляет.
Железный столп здесь можно рассматривать как символ мировой оси, а окружающий его дремучий лес будет обозначать вселенную. Человек, попавший в сей мир случайно, без цели, погружается в иллюзорное существование сна и бесславно гибнет, растворившись в нем. Тот же, кто пришел исполнить свое предназначение, и готов, и способен отринуть иллюзии, может пройти сквозь лес, обретя мудрость и силу, прежде ему недоступные.
В общем, можно считать, что сон Кота Баюна - и есть тот мир, в котором мы, сонные, бессознательно бредем, и он существует, только пока длится его колдовство. А можно представить, что наш маленький чудесный мир надежно защищен мягким и теплым объятием спящего кота, в чьей непроглядно черной шерсти мерцают звезды.
* Кошачность – суть чтойность Всекота.
Из кн. «Энциклопедия символов" Дж. Купера:
«Точно известно, что в Древнем Риме кошки уже были приручены. Первое символическое появление кошки в Европе относится именно к древнему Риму: постоянной спутницей богини Свободы — Либертас — была именно кошка. За это кошек не терпели римские цезари, лишний символ любви к свободе им был не нужен. Но истинная «гуляющая сама по себе" свободу находит всегда, и в обозах римских легионеров кошки начали свое шествие по Европе. Кошка — свобода стала еще и символом смелости. В Шотландии слова «кот" и «храбрый человек" до сих пор часто выступают как синонимы.
Кошка очень ценилась на Руси, и в своде законов «Правосудье митрополичье" (XIV в.) штраф за украденную кошку — такой же, как и за вола. О славе котов-колдунов говорить нет нужды. А если разбираться в словообразовании, можно заключить, что народное русское имя Котофей происходит от слов «кот" и греческого theos (бог). И, конечно, коты покровительствуют любви. В Силезии считается, что девушки, которые любят гладить кошек, обязательно выйдут замуж за хорошего человека. В Германии долгое время существовал обычай дарить новобрачным кошку. В некоторых французских провинциях кошка должна первой войти в дом молодоженов". Также можно сказать о значении кота в качестве символа ушедшей жизни, в свою очередь, ассоциирующейся с теплом, стабильностью, сытостью, где кот, греющийся на лежанке, – непременный атрибут дома, как горячая печь, как горшок с едой, как сказка, перед сном рассказанная ребенку.
Образ русального кота (кота с рыбьим хвостом вместо задней части тела) символически выражает связь кошачьего начала со стихией воды, источником всего сущего во вселенной, жидким двойником света. Кошка связана с водой не только как лунное животное, но и как существо, известное своим пристрастием к рыбе, обитателю воды. Поэтому рыбокис (не путать с морским котиком) воплощает в себе все позитивные качества счастливого кота, неразрывно связанного с предметом своих вожделений, а также очищение, даваемое водой, бурлящие жизненные силы, выход за границу материального мира. Вследствие этого данная эмблема благоприятна не только работникам концерна «Русал", но и всем, кто взыскует обновления, полного раскрытия своего потенциала и удачи в новых начинаниях.
Символическое значение кота
"В ряде мифологических традиций образ кота выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Богиня Бубастиса Баст (Др. Египет), связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой: Случайное нанесение ущерба кошкам, посвященным Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. : В "Книге мертвых" кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: "Ты - великий кот, мститель богов"). Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию "кошки-мышки") широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах - детских играх.
: Мотив превращения героя в кота можно изучить на примере восточнославянского цикла сказок об Иване-Кошкином сыне. В некоторых таких сказках кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением змея или помощником змея, и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с "Котищем, вытаращи глазища", грозящимся его съесть.
: В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы ученого кота. Ср. пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, №45), чудовищного Кота-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, №215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, №566) и др."
Из статьи "Кот" в т.2 "Мифы народов мира".
"Кот, в русском культурном сознании ассоциируется, в первую очередь, с ученым котом, бродящим по цепи, которой опутан дуб "у Лукоморья". Однако дуб этот и есть "мировое древо" либо "древо жизни", упоминавшееся в связи со старой русской архитектурой (православных храмов)".
"Кот, обладая способностью изменять форму зрачка, символизирует изменяющуюся силу Солнца, а также фазы Луны и великолепие ночи. Он означает также все, что делается украдкой; желание и свободу. Кот черного цвета является лунным и олицетворяет зло и смерть.
: У американских индейцев дикий кот - знак воровства. У кельтов кот - хтоническая сила, погребальный символ. У скандинавов кот - атрибут Фрейи, в ее повозку были запряжены коты. В Греко-римской культуре кот - спутник лунной Дианы. Богиня свободы держит кота у своих ног. У китайцев кот, будучи ночным животным, относится к принципу инь и обладает злыми силами и способностью к трансформации. У японцев кот символизирует силу трансформации и мирный отдых.
Таким образом, очевидно, что Кот - это серьезный монстр, обладающий поистине космическим значением.